Проектная работа "история измерений и простые измерительные приборы своими руками". Физические измерения в повседневной жизни игра «Разноцветные ленты»




Приборы для измерения атмосферного давления. БАРОМЕТрБАРОМЕТр Анероид Используется для измерения атмосферного давления. Ртутный Используется для чувствительного атмосферного давления. МАНОМЕТрМАНОМЕТр Металлический Используется для измерения намного большего или намного меньшего атмосферного давления. Жидкостный Используется для измерения большего или меньшего атмосферного давления. Содержание


1. Мензурка - мера вмес- тимости: - представляет со- бой стеклянный сосуд с делениями; - применяемый в лабораториях для измерений объема жидкостей налеите нужную жидкость в мензурку 2-отмерьте нужное количество жидкости по делениям 3-лишнею жид- кость отлейте. 3. Можно абсолютно точно из- мерить нужный объем жид- кости. Описание мензурки Содержание


1. Термометр- прибор для измерения температуры, принцип действия которого основан на тепловом расширении жидкости. Т. ж. относится к термометрам непосредственного повесте термометр в нужном вам помещении 2- через некоторое время посмотрите на температуру которую показывает термометр. 3. Можно узнать точную температуру в помещении или на улице. Термометры есть разные: комнатные, уличные, аквариумные и т.д. Описание термометра Содержание


1. Секундомер- прибор для измерения промежутков времени в часах, минутах, секундах и долях секунды нахмите на нужную кнопку 2-засеките нужное вам время 3-отановите секундомер на нужном вам времени. 3. Можно измерить за сколько минут (секунд) человек пробежал (проплыл) определенное количество метров. Описание секундомера Содержание


1. Динамометр- или силомер, физ. технический, прибор для измерения механической работы или силы, основанный на сравнении приложенной силы с упругими силами, вызванными дефор- мацией пружины возьмите динамометр и нужный груз 2-подвесте нужный груз на крючок динамометра 3-по шкале определите вес нужного вам груза. Описание динамометра Содержание


1. Ареометр - прибор, в виде стеклянного поплавка с делениями и грузом внизу, предназначенный для измерения плотности жидкостей и твердых тел возьмите нужную вам жидкость 2-поместите в эту жидкость ареометр 3- обратите внимание на шкалу там будет указана плотность налитой жидкости. Описание ареометра Содержание


1. Линейка - оформительский элемент различного рисунка, используемый для отделения частей таблицы, выделения заголовков текста, для художественного оформления издания положите линейку на нужную вам поверхность 2- карандашем (ручкой) проведите линию. 3. Школьную линейку (10-20см) удобно носить с собой. Есть линейки от 10 до 100см. 4. Линейкой 30-40см удобно почесать спину, если не достаешь рукой. Описание линейки Содержание


1. Рулетка - стальное зубчатое колесико, вращающееся на изогнутом конце стержня; и – предназначенное для гравирования на металле вытяните метр 2-отмерьте нужную вам длину 3- сверните рулетку. 3. Рулетка может быть разной длины от 1 до 15 метров. Рулеткой можно отмерить разную длину. Описание рулетки Содержание


Описание лупы 1. Лупа -оптический прибор для рассматривания мелких объектов, плохо различимых глазом. 2.1-наведите лупу на нужный объект 2-рассмотрите нужный объект. 3. Лупы есть разные: ручная, лабораторная лупа. 4. С помощью лупы можно без труда вставить нитку в иголку. Содержание


Описание микроскопа 1. Микроскоп - оптический прибор для наблюдения малых объектов, невидимых невооруженным глазом положить на стекло нужный объект 2-объект накройте еще одним нужным стеклом 3- рассмотрите нужный объект через увеличительное стекло. 3. Микроскопы используют в лабораториях для подробного изучения материалов. Содержание


1. Телескоп - большая зрительная труба, на сошке, или укрепленная иным образом, более для астрономических наблюдений; есть телескоп стекольный и есть зеркальный навести телескоп на небо 2-делать наблюдения за звездами. 3. Можно достаточно точно рассмотреть любое или нужное созвездие. Описание телескопа Содержание


1. Весы-́ прибор для определения массы тел по действующей на них силе тяжести положите на весы предмет который вам нужно взвесить 2-посмотрите какова его масса. 3. Весами можно взвесить любой интересующий вас предмет. Весы есть разные: ручные, напольные, автомобильные, электронные и т.д. Описание весов Содержание

Бачиев Кирилл Александрович

Руководитель проекта:

Требунских Татьяна Николаевна

Учреждение:

БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №89»

В представленной исследовательской работе по физике "Домашний гигрометр" автор рассматривает понятие влажности воздуха, изучает ее виды и нормы, а также разрабатывает собственный проект по созданию домашнего прибора для измерения влажности воздуха в помещениях, гигрометра.

В процессе работы над исследовательским проектом по физике на тему "Домашний гигрометр" автором были сформулированы основные рекомендации для поддержания влажности воздуха в доме и классе согласно нормам.


В основе работы лежит идея создания прибора для измерения влажности воздуха, разработка алгоритма измерения и рекомендаций по нормализации влажности воздуха в жилом помещении.

В предложенном проекте по физике "Домашний гигрометр" автором были проанализированы положительные и отрицательные факторы влияния воздуха на самочувствие человека, а также предложены способы поддержания в помещении нормальной для здоровья среды.

Введение
1. Понятие влажности воздуха
1.1. Пониженная влажность воздуха
1.2. Повышенная влажность воздуха
1.3. Влияние влажности воздуха
1.4. Нормы влажности воздуха
1.5. Измерение влажности воздуха
1.6. Параметры относительной влажности и скорости движения воздуха
2. Моделирование гигрометра (алгоритм выполнения работ)
2.1. Алгоритм нанесения шкалы на гигрометр
2.2. Алгоритм действий контроля за влажностью воздуха.
2.3. Опыты
Заключение
Список литературы

Введение


Актуальность Очень часто я стал наблюдать, что в зимний период, когда работают батареи, мама ставит в комнатах воду в чашках, часто опрыскивает цветы, просто распыляет воду по дому. Говорит, что дома очень сухо, дышать тяжело, кожа сухая.

Но при всем этом, моя бабушка, которая живет в частном доме, постоянно ставит обогреватели со словами «чтоб дом просох », когда я у неё ночую, мне кажется, что постель слегка влажная и немного прохладно не так как дома.

Я заинтересовался, почему они так делают и узнал, что Влажность воздуха является важной составляющей физических явлений. Плохое самочувствие, быстрая утомляемость – первые признаки того, что в помещении, где вы живете, смещены показатели влажности.

Так как же найти золотую середину, как узнать когда воздух в квартире нормальный, а когда нет. Какова норма влажности воздуха в квартире? Ведь этот показатель действительно влияет на самочувствие. Зимой – воздух иссушается за счет централизованного отопления, летом зачастую влажность повышена. Как измерить влажность воздуха в квартире и привести ее к норме?

Предмет исследования - изменения влажности воздуха

Объект исследования - гигрометр

Цель: Создать прибор для измерения влажности воздуха, разработать алгоритм измерения и рекомендации по нормализации влажности в жилом помещении.

Задачи:

  • Узнать о влажности воздуха и познакомиться с приборами для измерения влажности и нормами влажности.
  • Смастерить домашний гигрометр.
  • Замерить и проанализировать влажность воздуха в разных помещениях.
  • Составить рекомендации по нормализации влажности.

Гипотеза: Если создать прибор для измерения влажности воздуха и следовать рекомендациям, то можно поддерживать в доме хорошую для здоровья среду.

Методы исследования:

  • Изучить и проанализировать литературу по данной теме.
  • Обобщить и сделать выводы. Провести опыты и наблюдения с использованием гигрометра.

Правдюкова Людмила Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 1 "Рябинка"
Населённый пункт: ХМАО-Югра г.Нефтеюганск.
Наименование материала: Математический проект
Тема: Проект "Измерительные приборы"
Дата публикации: 04.08.2017
Раздел: дошкольное образование

Исследовательский проект «Измерительные приборы».

Цель:

Научить детей пользоваться измерительными приборами и применять их в

практической деятельности.

Задачи:

Познакомить со старинными мерами измерения длины (пядь, локоть,

шаг, сажень).

Расширять представления воспитанников об измерительных приборах.

Развивать у воспитанников интерес к измерительной деятельности;

практические навыки; познавательный интерес; желание наблюдать, исследовать,

получать новые знания;

Развивать

самостоятельность,

инициативность

деятельности.

Воспитывать

взаимодействовать

командах,

Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.

Актуальность

проекта : В

повседневной

детского

домашних

условиях

возникают

разнообразные

характеру

ситуации,

требующие

элементарных

измерительной

деятельности.

овладеет

результативнее

продуктивнее

протекает

деятельность. Научившись правильно измерять, дети смогут использовать эти

процессе

хозяйственного

изобразительной

деятельности, в конструировании, на физкультуре, в быту.

Целенаправленное формирование элементов измерительной деятельности

в дошкольном возрасте закладывает основы навыков и умений, необходимых для

будущей трудовой жизни.

Обучение измерению ведет к возникновению более полных представлений

об окружающей действительности, влияет на совершенствование познавательной

деятельности,

способствует

развитию

начинают

дифференцировать длину, ширину, высоту, объем, т.е. пространственные признаки

предметов.

Проблема : Неумение детей выделить величину как свойство предмета и

дать ей соответствующее название. А это необходимо не только для познания

каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ними.

Предполагаемый результат

В результате реализации проекта у воспитанников сформируется умение

действовать

представлению,

применять

опосредованный

сравнения. Также дети освоят элементарные навыки измерительной деятельности,

которые смогут использовать в разных видах деятельности и в повседневной

жизни (быту).

Возраст детей: воспитанники 6 лет.

Участники

проекта : родители,

во спитатели,

во с п и т а н н и к и

подготовительной группы № 2.

Тип проекта : познавательно - исследовательский.

Срок реализации : краткосрочный (2 недели) декабрь 2016 год

Этапы проведения проекта

Подготовительн

Постановка

мотивации цели и

ознакомлению

воспитанников с

измерительными

приборами

Составить план совместных действий

с детьми, поиск и сбор информации об

измерительных приборах.

Подобрать

материал,

литературу

теме стихи, загадки.

Привлечь

родителей

совместно

оформить

информацию

измерительных приборах.

Основной

Формирование

представлений

воспитанников об

измерительных

приборах.

просмотр

п р е з е н т а ц и й.

Р а з г а д ы в а н и е

з а г а д о к,

ч т е н и е

стихотворений, сказок по теме.

энциклопедий

"измерительные

приборы".

Консультирование

родителей,

поиграть

ребенком

используя

измерительные

приборы»

Заключительны

Обобщение

представлений

воспитанников об

измерительных

приборах.

Формирование

устойчивого

интереса к

математике.

Презентация

информации,

и с с л е д о в а т е л ь с к и х

п р о е к т о в

п о д г о т о в л е н н ы е

с о в м е с т н о

родителями.

Схема реализации проекта через разные виды деятельности

Образовательные

Формы и методы работы

Познавательное

развитие

Беседы: «Как в старину измеряли длину», «Старинные меры

измерения», «Инструменты измерения».

Измерение толщины деревьев на участке; глубины сугробов;

температуры воздуха.

Наблюдения на участке за деревьями, за ветром, за осадками.

Оформление

презентации

«Старинные

измерения»

ведения дневника наблюдений

Оформление

индивидуальных

исследовательских

проектов на темы «Чем можно измерить вес?», «Чем можно

измерить

температуру

воздуха?»,

измерить

предмета?»,

измерить

человека?»

Речевое развитие

Чтение художественных произведений:

Загадывание загадок по теме.

Художественно

эстетическое

развитие

Оформление

информации

совместно

родителями

измерительных приборах.

Рисование деревьев разной высоты и толщины.

Конструирование из бумаги «Глубокие и мелкие корзинки»,

Создание ростомера с использованием старинных мер (локоть,

Оформление

консультации

родительский

уголок, «Какие

игры можно поиграть с ребенком используя измерительные

приборы»

С о ц и а л ь н о

коммуникативное

развитие

Дидактические

толстый",

«Найди самую короткую дорожку, длинную?», «У какой куклы

ленточка?»,

короче?»,

измеряй», «Чем можно измерить температуру воды?», «Чья

сумка тяжелее?». Игровое упражнение «Кто выше, кто ниже?»

Физическое

развитие

Дидактическая подвижная игра «Разноцветные ленты»

Отчет о реализации математического проекта «Измерительные приборы»

«Измерительные

приборы»

Горбунок»

воспитанников

Воспитанники познакомились со старинной русской мерой (пядь, локоть, сажень,

заинтересовались

используя

старинную

сделали ростомер. Воспитанники измеряли друг друга, выясняли, сколько в них

локтей, пядей. Делали выводы, почему локтей меньше, а пядей больше.

После знакомства со старинными мерами длины возник вопрос, а чем же

сейчас люди измеряют предметы, вес, температуру? И трое

воспитанников

проявили интерес и решили, искать ответы на интересующие их вопросы «Чем

можно измерить вес?», «Чем можно измерить

температуру тела и воздуха?»,

«Чем можно измерить длину предмета?», «Чем можно измерить рост человека?» и

совместно

родителями

оформить

исследовательские

проекты воспитанники представили перед сверстниками.

реализации

сотрудники

детского сада пользуются измерительными приборами? И мы решили совершить

экскурсию по детскому саду в поисках измерительных приборов – сотрудники

рассказали, какими измерительными приборами они пользуются во время работы,

что способствовала расширению и закреплению представлений воспитанников об

измерительных приборах.

электронную

четвертый

закрепление

представлений воспитанников об измерительных приборах.

Организовали эксперимент: с термометром выяснили, что значит низкая и

высокая температура воздуха. Сравнили температуру на улице и в помещении.

Оформили выставкус измерительными приборами и в течение недели

организовывали ряд экспериментов «Как работает термометр?», «Воздух имеет

вес?», «Измерение длины ладони, пальцев рук, стола, книги с помощью

линейки». « Измерение окружности предметов, головы, деревьев на участке с

помощью измерительной ленты». «Измерение веса предметов». Исследование с

термометром: «Низкая и высокая температура». Игровое упражнение «Кто выше,

кто ниже?» «Измерение высоты снежного покрова».

Организовали экскурсию на кухню. В завершении проекта воспитанники

представили свои детские исследовательские проекты перед сверстниками.

В результате реализации проекта воспитанники расширили представления

об измерительных приборах; узнали о старинных мерах измерения длины. У них

повысился интерес

измерительной

деятельности;

приобрели

измерительной деятельности и используют в разных видах деятельности и в

повседневной жизни (быту).

Список использованных источников.

Г. Юдин «Полезная заниматика», Росмэн, 1995.

Белошистая

«Формирование

развитие

математиче ских

способностей у дошкольников», Владос, 2003.

Березина

Михайлова

«Формирование

элементарных

математических представлений у дошкольников», Просвещение, 1988.

Ерофеева Т.И. «Математика для дошкольников», Просвещение, 1992.

Картотека экспериментов.

Измерение высоты снежного покрова

Значение снежного покрова как климатического фактора очень велико. Он

защищает почву от промерзания, является источником влаги в почве и важным

фактором полноводья рек.

Ежедневные наблюдения за снежным покровом проводим с момента

образования и до его исчезновения. Оцениваем структуру снега, степень покрытия

снежным покровом земли.

Наблюдения за снежным покровом подразделяются на ежедневные

наблюдения и периодические для определения снегонакопления.

Для измерения высоты снежного покрова применяем переносную и

постоянную рейки. Постоянная снегомерная рейка устанавливается осенью, когда

ещё нет снежного покрова. После выпадения снега рейку устанавливать нельзя, т.

к. при этом нарушается образовавшийся снежный покров, что повлияет на его

дальнейшее залегание.

Исследование с термометром

Выяснить с воспитанниками, что термометрами можно измерять температуру

воздуха, почвы, воды, тела человека и животного.

Термометр позволяет детям с помощью воспитателя определять температуру

окружающего воздуха. Один термометр расположен под крышей самодельного

домика, чтобы он был защищён от солнечных лучей. Второй такой же закреплён

на одном из скатов крыши, под прямыми солнечными лучами. Таким образом, мы

узнаём температуру воздуха на солнце и в тени. У нас на площадке также

находятся почвенный и водный термометры. Вместе с детьми, мы измерили

температуру почвы и воды, сравнили показания обоих термометров, выяснили,

что температура воды днем больше, чем температура земли. Беседовали о

важности этих исследований для агрономов, о том, что посев тех ил иных культур

зависит от температуры почвы. А так же закрепили, из чего он состоит.

Подвели итог. Термометр - очень хрупкий прибор, для изучения изменения

температуры, с ним нужно обращаться очень аккуратно, при работе необходимо

соблюдать правила личной безопасности!

Экспериментирование с термометрами: «Низкая и высокая

температура». Вопросы: Когда мы говорим «низкая» температура? Когда говорим

– «высокая» температура? (Измерить температуру горячего чая в стакане, затем

холодной воды, взятой из крана.) Сделать выводы о разности температуры данных

жидкостей.

Игровое упражнение «Кто выше, кто ниже?»

Педагог показывает слайды, на которых изображены разные по высоте

люди и животные:

Кто высокий по сравнению с мышкой? Девочкой? Собакой?

Кто низкий по сравнению с жирафом? Страусом?

Дидактическая подвижная

игра «Разноцветные ленты»

На столах разложены узкие и широкие ленты трех цветов: красного,

синего, желтого.

Воспитатель дает задание: «Возьмите узкие синие ленты». Дети берут

заданные ленты и начинают с ними танцевать под веселую музыку. Когда музыка

закончится, воспитатель дает следующее задание: «Возьмите широкие красные

ленты». Дети берут ленты и опять начинают танцевать.

Можно усложнять задания, например: «В левую руку взять узкую ленту, а

в правую – широкую» и т.п.

Термометр

Познакомить с термометром, его устройством,

формировать практические навыки;

развивать мышление

Термометр – прибор для измерения температуры (воды, воздуха, тела),

наполнен ртутью. Чем сильнее нагревается стеклянная трубка, тем выше

поднимается по ней столбик ртути. Уровень столбика ртути показывает

температуру.

Опыт “Как работает термометр”

Комнатный, водный, медицинский термометры, модель термометра,

материалы для проведения опыта.

Весы

Познакомить детей с устройством разных видов весов, их предназначением;

создать условия для самостоятельной деятельности детей по взвешиванию разных

предметов, уточнить понятие «равновесие»;

развивать способность к самостоятельным действиям

Весы – прибор для определения массы предметов, их тяжести.

Весы – это древнейший прибор. Они появились с развитием торговли, науки.

Практическая работа “Что легче, что тяжелее?”

Разнообразные весы, гири, предметы для взвешивания, мешочки с крупой,

одинаковые по цвету и размеру, но разные по весу

Линейки

Знакомить детей с разнообразными видами линеек, их назначением;

Учить пользоваться линейками;

Развивать мышление, умение делать определенные выводы;

Воспитывать стремление к открытиям нового.

Не всегда можно доверять своим глазам, лучше полагаться на измерительные

приборы и приспособления. Они прошли испытание временем. Сегодня все

страны мира пользуются одинаковыми мерами.

Практическая работа “Каков ваш рост?”

Чтение Г.Остер “38 попугаев”.

Набор линеек: школьные, рулетка, портновский сантиметр, медицинский

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Измерительный прибор у нас дома Муниципальное казенное образовательное учреждение «Липковская средняя школа №3»Выполнила ученица 7 класса Сабитова Ксения ФИЗИКА2016-2017 учебный год Цель работы: познакомится с многообразием измерительных приборов, значение которых в жизни человека так трудно переоценить.Задачи:Выяснить, какие измерительные приборы используются в нашей семье;Познакомиться с назначением приборов и принципом их действия; Выяснить какие физические величины измеряются этими приборами;Определить цену деления и единицы измерения величин, измеряемых данными приборами.

В повседневной жизни мы сталкиваемся с разными измерительными приборами. Без них нам не обойтись. Например, чтобы высыпать определенное количество муки, нам понадобится мерный стаканчик. Или, чтобы узнать, какая температура воздуха на улице нам нужен термометр и т.д.
Дома мы тоже можем обнаружить какой-нибудь измерительный прибор. Это может быть градусник, термометр уличный, весы и т.п.
Измерительный прибор – это устройство, с помощью которого получают значение физической величины в заданном диапазоне, определяемом шкалой прибора. Медицинский термометрЭлектронные часы

Измерительные приборыЦифровые приборы Шкальные приборы

Термометр уличный- Это прибор для измерения температуры воздуха, почвы, воды и т.д.Температура воздуха, воды, измеряется в градусах Цельсия.

Определение цены деления термометраВозьмем два соседних числа на шкале термометра: Х₁= 20 ; Х₂= 30; Подсчитаем число делений между ними: N= 10;Найдем цену деления по формуле: С(д)= (Х₂ – Х₁):N С(д)=(30-20):10=1 С(д)=1⁰СОтвет: цена деления термометра 1 градус Цельсия.

Термометр (медицинский)-Это прибор для измерения температуры тела.Цена деления: ⅟₁₀ градусаТемпература тела измеряется в градусах Цельсия

Нормальная температура человека равна 36.6°С, у детей первых лет жизни допускается до 37-37.5°С. В зависимости от суточных ритмов, температура тела может колебаться в узких пределах, до 0.5-1.0°С, с максимумом около 16 часов и минимумом около 6 часов утра.

Напольные весыЭто прибор, для измерения веса тела.Цена деления: 1 кгМасса тела измеряется в килограммах.

Мерный стаканчик -Это прибор, для измерения объема жидкого или сыпучего вещества (муки, сахара, воды или молока и т. д.).Определение цены деления мерного стакана: С(д) = (200 -150) см³\1; С(д) = 50см³Объем вещества в мерном стаканчике измеряется в (см³) или (мл) 1(см ³) = 1(мл)

Вывод: Выполняя данный проект я узнала: что измерительные приборы широко используются в повседневной жизни. они необходимы для измерения различных физических величин.В этом проекте я определила шкалу термометров и весов, а так же шкалу мерного стаканчика. Измерительные приборы играют важную роль в нашей жизни.Необходимо уметь правильно ими пользоваться.

Чтобы изготовить модель машины, мне пришлось выполнить более 20 различных операций. И почти половина их связана с измерениями. Интересно, существуют ли профессии, в которых вообще не нужно ничего измерять с помощью приборов. Я таких не обнаружил. Не удалось мне обнаружить и школьный предмет, при изучении которого не было бы необходимости в измерениях.

«Наука начинается с тех пор, как начинают измерять, - говорил Д. И. Менделеев. - Точная наука немыслима без меры». Действительно, роль измерений в жизни современного человека очень велика.

В популярном энциклопедическом словаре дается определение измерению. Измерения – это действия, производимые с целью нахождения числовых значений, количественной величины в принятых единицах измерения. ¹

Значение измеряемой величины зависит от выбранной единицы измерения.

Измерить величину можно с помощью приборов. В повседневной жизни мы уже не можем обойтись без часов, линейки, измерительной ленты, мерного стакана, термометра, электрического счетчика. Можно сказать, с приборами мы сталкиваемся на каждом шагу.

Посещая кружок «Физика и мы», я познакомился с темой «Измерения – основа техники». Данная тема стала мне интересной, и я задался целью изучить глубже простейшие измерительные приборы, научиться их применять при измерении длины, площади фигур и объемов тел, чтобы использовать полученные навыки в конкретных ситуациях.

Я поставил перед собой задачи: собрать материал по теме, интересные факты, научиться измерять величины разными способами

II. Историческая справка.

Измерения люди делали с давних пор. В Древней Руси наши предки пользовались такими мерами, как пядь, локоть, аршин, верста, сажень. Эти единицы были связаны с размерами тела человека. Конечно, пользоваться такими единицами удобно – они всегда под рукой. Но с другой стороны у каждого был «свой аршин».

Пядь - это расстояние между вытянутыми большим и указательным пальцами руки (от 19 до 23 см).

Моя пядь составляет 16 см. Сколько пядей в длине моего рабочего стола? Измерив его, я узнал, что 8, а значит длина стола l = 128 см. Точные измерения с помощью измерительной ленты показали, что длина рабочего стола l = 126 см.

Как видно, что эта мера несовершенна. До сих пор бытуют выражения: «семи пядей во лбу», «сам с ноготок, а борода с локоток», «видеть на сажень сквозь землю», «от горшка три вершка», «сидишь, как аршин проглотил», «сам с вершок, а голова с горшок», «пять верст до небес и все лесом». Но все эти меры неточные. В 1790 году в Париже был принят декрет о введении единых мер длины и веса.

III. Способы измерения.

1. Измерение площади.

Почему подушка мягкая, а пол жесткий? Чтобы ответить на этот вопрос, надо научиться измерять площади.

Квадратик, сторона которого имеет длину 1 см, называется квадратным сантиметром.

Каждую из трех фигурок можно разрезать на семь таких квадратиков. Значит, площадь каждой из них S = 7 см².

Следующая фигура состоит из 15 квадратиков.

У данного прямоугольника длина равна l = 5 см, а ширина b = 3 см.

Чтобы вычислить площадь прямоугольника надо длину умножить на ширину S = l · b = 5 · 3 = 15 см².

Умея находить площадь прямоугольника, можно вычислять и площади других фигур.

Например, чтобы найти площадь «молоточка» не надо пересчитывать все квадратики. Можно разделить его на два прямоугольника; один из них имеет площадь S1 = 6 · 3 = 18 см², а второй S2= 2 ·8 = 16 см². Поэтому площадь всего «молоточка» S= S1 + S2 = 18 + 16 = 34 см ²

Если в прямоугольнике провести диагональ, то он разобьется на два треугольника. Они равны. Если один из них вырезать, его можно точно наложить на другой. Поэтому оба треугольника имеют одинаковую площадь, и площадь каждого из них в два раза меньше площади прямоугольника.

Площадь прямоугольника равна

S = l · b = 10 · 6 = 60 см².

Площадь треугольника равна

S = 60: 2 = 30 см².

Из этого легко сформировать общее правило вычисления площади прямоугольного треугольника S = l · b: 2.

Чтобы вычислить площадь прямоугольного треугольника надо произведение двух сторон, образующих прямой угол, разделить на два.

Если фигуру креста разрезать на 4 части, проведя две прямые, а потом переложить их, то можно составить квадрат.

Получается, что площадь квадрата равна площади креста – ведь они составляются из одних и тех же частей.

S= l · b = 6 · 6 = 36 см².

А как определить площадь фигуры сложной формы, например бабочки? Надо на нее наложить палетку.

Палетка- это прозрачная пленка, разделенная на одинаковые квадраты: это могут быть мм², дм², см².

Я сложил количество полных квадратов с половиной числа неполных квадратов. Всего: 160 + 62: 2= 191 (см²). Площадь бабочки примерно равна S = 191 см²

Конечно, в квадратных сантиметрах удобно вычислять небольшие площади.

Я измерил длину l и ширину b пола в школьном музее метром и вычислил площадь в см².

l= 582 см, b = 612 см, S= l · b = 582 · 612= 356184 (см²)

Зная площадь пола, я рассчитал, сколько надо купить краски для его покраски. В банке 0,8 кг или 800 г эмали. На этикетке написано, что на 1 м² площади, нужно 100 г краски. 1 м² = 10 000 см². Значит, 1 банкой эмали можно покрасить 80 000 см². Делю 356184 см² на 80 000 см² и получаю 4,45. Значит, 4 банки не хватит, чтобы покрасить пол в музее. А следует, надо купить 5 таких банок.

Для измерения больших площадей используют квадратные метры. Я измерил длину l и ширину b спортивной площадки в школе метром и вычислил площадь S.

l= 24 м, b = 29 м, S = l · b = 24 · 29 = 696 м².

Площади больших земельных участков, например, колхозных полей, измеряют двухметровым сажнем и выражают в га, еще больших территорий, например, площадь поверхности земли в квадратных километрах. Так, площадь поверхности земного шара вместе с морями и океанами составляет примерно 560 млн. км², площадь суши – примерно 140 млн. км².

Все тела давят на поверхности, на которой они находятся. Если лечь на деревянный пол, то голова будет соприкасаться с полом небольшой площадью. На эту площадь будет давить весь вес головы и на каждый см² участка будет приходиться большое давление. Такое же давление будет испытывать голова со стороны пола, и это будет чувствительно. А если лечь на подушку, то площадь её соприкосновения с головой будет больше – подушка приминается. Тот же вес головы распределяется на большую площадь и давление на голову со стороны подушки окажется меньшим. Поэтому пол жесткий, а подушка мягкая.

Определять площади должны уметь инженеры, строители, лесоводы и многие другие специалисты.

2. Измерение объема.

Как узнать, сколько крупинок пшена помещается в стакане?

Для этого надо поделить общий объем крупы на объем одной крупинки. Сначала научимся измерять объем тела.

В детской энциклопедии «Что такое. Кто такой» говорится: «Объем - величина, связанная с пространственными размерами тел».

Кубик, ребро которого имеет длину 1 см, называется кубическим сантиметром. Для измерения объема надо определить, какое количество кубиков помещается в теле.

То есть, как бы построить тело из одинаковых кубиков. Я решил узнать объем кубика Рубика и посчитал, сколько цветных кубиков в него входит. Я перемножил количество кубиков, входящих в его длину l, ширину b и высоту h.

¹Что такое. Кто такой. Том 2. Издательство «Педагогика – Пресс» Москва 1992, стр. 320

V = l · b · h , V = 3· 3 · 3 = 27 (см³)

Объем жидкостей и сыпучих тел часто измеряют в литрах и миллилитрах, а объем нефти в баррелях (159 л).

1 л = 1 дм³ = 1000 см³, 1 л = 1000 мл

Я решил рассчитать объем песочницы в детском садике и узнать, сколько ведер песка надо в неё засыпать, чтобы заполнить полностью. Для этого я измерил длину l, ширину b и высоту h песочницы измерительной лентой и перемножил полученные значения.

V= l · b · h , V= 240 · 300 · 28 = 2 016 000 (см³)

Чтобы определить количество ведер песка, надо разделить этот объем на объем одного ведра. Он равен 10 л или 10 000 см³.

Количество ведер = 2 016 000: 10 000 = 201,6 ≈ 202 ведра.

Чтобы засыпать песочницу на половину понадобится примерно 100 ведер.

А как измерить объем тела неправильной формы? Например, объем камня, ложки, металлического бруска.

Объем тела неправильной формы и объем жидкости измеряют с помощью мензурки.

Руководитель кружка нам объяснил. , что мензурка – это прозрачный сосуд с делениями, указывающими объем налитой в нее жидкости. Чаще всего мензуркой измеряют объем в миллилитрах (мл).

Чтобы измерить объем твердых тел с помощью мензурки надо провести следующий опыт. Сначала нальем в мензурку некоторое количество жидкости и измерим её объем, например 70 мл. Затем, опустим в мензурку тело. Объем жидкости увеличился и стал равен 90 мл. Чтобы найти объем погруженного тела, надо вычесть из объема жидкости с телом объем жидкости в мензурке, т. е. V= 90 – 70 = 20 (мл) или 20 см³.

Теперь я могу определить общий объем крупы в стакане. Для этого наливаю в него воды так, чтобы она заполнила промежутки между крупинками и с помощью мензурки этот объем определяю.

Чтобы определить объем одной крупинки шарообразной формы, надо знать её диаметр.

Существует два способа.

Первый называется методом рядов. Укладываю крупинки пшена в один ряд, плотно друг к другу и измеряю его длину. Она равна l = 20 мм. Считаю число частиц, их в ряду 10. Делю длину ряда на число частиц 20: 10 = 2 (мм). Значит диаметр крупинки равен 2мм.

Второй способ более точный. Измерения можно произвести штангенциркулем.

В энциклопедическом словаре юного техника есть определение этого прибора.

Штангенциркуль – это измерительный инструмент, применяемый в машиностроении. Он служит для измерений и разметки линейных размеров отверстий, валов и т. д. Действует он так: на металлической линейке (штанге), имеющей деления, нанесенные обычно через 1 мм, двигается рамка. Штанга оканчивается губками, и у рамки есть губки. Зажали деталь между губками рамки и штанги – и на штанге сразу виден размер¹. Итак, размер крупинки пшена равен 1,9 мм.

По результатам данных я пришел к выводу, что более точные измерения можно получить с помощью штангенциркуля. В технике измерения нельзя производить приблизительно или на «глазок».

Истинные значения всех величин можно получить с помощью измерительных приборов. Не зря их называют оружием науки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Занимаясь в школьной мастерской, я сделал разделочную доску, кораблик- буксир, машинку. Начал работу над кораблем-парусником. В процессе работы мне приходится знакомиться с чертежами и читать их. Все детали, выполненные мной, сначала измеряю с помощью линейки, метра, штангенциркуля. Считаю, что полученные навыки и умения помогают мне при решении занимательных задач по математике, на занятиях в кружках «Природа и фантазия», «Художественная обработка древесины» и не только в школе, а и в жизни.

Мне очень интересно было работать над этой темой. Есть кое-какие задумки и планы. В будущем хочу научиться измерять массу и температуру различных тел.